Агуста А129 «Мангуст» (Agusta A 129 «Mangusta») — ударный вертолёт, разработанный итальянской фирмой Агуста (сейчас подразделение AgustaWestland).
Первый ударный вертолёт, разработанный и производящийся целиком в Западной Европе.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года. В 2012 году вооруженные силы Турции получат 4 Т-129 и 5 единиц в 2013 году.
Агуста А129 «Мангуст» был разработан в 1982 году для удовлетворения потребностей итальянской армии в лёгком многоцелевом разведывательном вертолёте. На нём впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления, предусматривающая контроль за ней экипажем. А129 имеет обычное тандемное расположение кресел (пилот сзади, чуть выше; стрелок — впереди и ниже), съёмные крылья с двумя пилонами для подвески вооружения и довольно изящный, небольших размеров фюзеляж, что делает эту машину малозаметной. Конструкция фюзеляжа на 45 % состоит из композитных материалов.
При проектировании машины был максимально использован американский опыт обеспечения выживаемости вертолета в боевых условиях. В частности обеспечена неуязвимость лопастей несущего винта при одиночном поражении 12,7-мм пулей в любую часть лопасти (с обеспечением возможности продолжения полета не менее 30 мин. после поражения), и ограниченно, неуязвимость (несущего винта, топливной системы) при поражении 23-мм осколочно-фугасным зажигательным (ОФЗ) снарядом зенитной установки ЗУ-23. Главный редуктор, как и все агрегаты трансмиссии спроектирован стойким к поражению бронебойными пулями 12,7-мм и может работать 30 мин при отсутствии смазки.
Бронирование уязвимых агрегатов сведено к минимуму за счет применения избыточных элементов в системе управления, специальной компоновки критических по уязвимости агрегатов, протектированных (самозатягивающихся) топливных (заполнены сетчатым пенополиуретаном) и масляняых баков и трубопроводов. Броня используется в кабине для защиты экипажа. Бронируется пол кабины, по некоторым данным, в кабине установлены ударостойкие кресла Martin Baker со сдвижными боковыми бронепанелями из композитной брони, расчитанные на одиночное поражение 12,7-мм пулей при обстреле из нижней полусферы. Переднее плоское лобовое пулестойкое стекло.
Имеется бронеперегородка между двигателями для исключения возможности поражения двух двигателей одним попаданием.
Приведенные характеристики соответствуют модификации A 129C.
Технические характеристики
Лётные характеристики
Первый ударный вертолёт, разработанный и производящийся целиком в Западной Европе.
История создания и производства
После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A129 на AW129.В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года. В 2012 году вооруженные силы Турции получат 4 Т-129 и 5 единиц в 2013 году.
Конструкция вертолёта
При проектировании машины был максимально использован американский опыт обеспечения выживаемости вертолета в боевых условиях. В частности обеспечена неуязвимость лопастей несущего винта при одиночном поражении 12,7-мм пулей в любую часть лопасти (с обеспечением возможности продолжения полета не менее 30 мин. после поражения), и ограниченно, неуязвимость (несущего винта, топливной системы) при поражении 23-мм осколочно-фугасным зажигательным (ОФЗ) снарядом зенитной установки ЗУ-23. Главный редуктор, как и все агрегаты трансмиссии спроектирован стойким к поражению бронебойными пулями 12,7-мм и может работать 30 мин при отсутствии смазки.
Бронирование уязвимых агрегатов сведено к минимуму за счет применения избыточных элементов в системе управления, специальной компоновки критических по уязвимости агрегатов, протектированных (самозатягивающихся) топливных (заполнены сетчатым пенополиуретаном) и масляняых баков и трубопроводов. Броня используется в кабине для защиты экипажа. Бронируется пол кабины, по некоторым данным, в кабине установлены ударостойкие кресла Martin Baker со сдвижными боковыми бронепанелями из композитной брони, расчитанные на одиночное поражение 12,7-мм пулей при обстреле из нижней полусферы. Переднее плоское лобовое пулестойкое стекло.
Имеется бронеперегородка между двигателями для исключения возможности поражения двух двигателей одним попаданием.
Эксплуатация
Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.Тактико-технические характеристики
- Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
- Длина: 14,29 м
- Длина фюзеляжа: 12,275 м
- Диаметр несущего винта: 11,9 м
- Диаметр рулевого винта: 2,32 м
- Размах крыла: 3,2 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 0,95 м
- Высота: 3,35 м (с хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 111,2 м²
- База шасси: 6,955 м
- Колея шасси: 2,23 м
- Масса пустого: 2529 кг
- Нормальная взлётная масса: 3950 кг
- Максимальная взлётная масса: 4600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 750 кг
- Силовая установка: 2 × турбовальных Rolls-Royce Gem 1004
- Мощность двигателей: 2 × 881 л. с. (2 × 675 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 250 км/ч
- Практическая дальность: 561 км
- Продолжительность полёта: 3 ч 5 мин
- Практический потолок: 4725 м
- Статический потолок:
- с использованием эффекта земли: 3140 м
- без использования эффекта земли: 1890 м
- Скороподъёмность: 10,2 м/с
- Нагрузка на диск: 41,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 275 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 3,5/-0,5 g
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 20 мм пушка Lockheed Martin/Otobreda TM 197B с 500 п. или
- 1 × 20 мм пушка Giat M-621
- Точки подвески: 4
- Боевая нагрузка: 1200 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-земля»: до 8 × TOW или HOT или AGM-114
- ракеты «воздух-воздух»: до 8 × Stinger или Mistral или AIM-9L
- Неуправляемые ракеты: 71 мм или 80 мм ракеты в 4 блоках по 7 или 19 ракет
- Дополнительное вооружение: 2 × 7,62 мм или 12,7 мм пулемёты или 20 мм подвесные артиллерийские установки
Комментариев нет:
Отправить комментарий